ВТОРАЯ ОБЩЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СЕМЬЯ, БРАК И РОДИТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

Вторая общероссийская конференция «Семья, брак и родительство в современной России» проходила 26-27 ноября 2015 года на базе факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета. Организаторами конференции также выступили Институт психологии РАН и Психологический институт РАО. В конференции приняли участие специалисты из Беларуси (г. Гродно), Йошкар-Олы, Москвы, Няндомы, Перми, Санкт-Петербурга, Ставрополя, Челябинска, Ярославля и других городов России.

С приветственными словами к участникам конференции обратились декан факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета Т.Н. Сахарова, зам. директора Психологического института РАО Н.В. Кисельникова и начальник отдела по связям с общественностью Института психологии РАН К.Б. Зуев.

В пленарном докладе В.Н. Куницыной (Санкт-Петербург) были представлены новые методы психодиагностики семьи, разрабатываемые ею и ее учениками. В частности, были описаны новые способы диагностики семейных ценностей, семейного уклада и семейных наставлений. Пленарный доклад А.В. Махнача (Москва) был посвящен обзору отечественных и зарубежных исследований жизнеспособности семьи. В рамках доклада была рассмотрена история и основные трактовки понятия «жизнеспособность семьи» и показана перспектива применения диагностики жизнеспособности семьи для отбора кандидатов в замещающие родители.

Представленные на конференции доклады можно классифицировать по нескольким основаниям. В первую очередь, по предмету исследования. Доклады, посвященные детско-родительским и супружеским отношениям, прозвучали в секциях «Социально-психологические характеристики современной семьи» (руководители — Н.А. Цветкова, М.Н. Швецова) и «Проблемы современной семьи: теория и практика сопровождения» (руководители — А.А. Алдашева, Т.В. Дробышева).

В докладе Т.Д. Азарных (Воронеж) были представлены данные о том, что каждый шестой молодой человек независимо от пола пережил стресс, вызванный разводом родителей. Было отмечено, что длительный стресс такого рода протекает у подростков аналогично посттравматическому стрессу у взрослых людей. А.Д. Андреева (Москва) в своём докладе, посвящённом проблеме родительской ответственности при взаимодействии со школой, указала на то, что имеющиеся у родителей социально-психологические стереотипы и патерналистские установки затрудняют переход от прежней модели «семья помогает школе» к модели «школа помогает семье». В докладе Д.Ю. Пинчук (Москва) было проанализировано понятие «педагогическая культура родителей» и близкие к нему понятия «психолого-педагогическая культура родителей» и «психолого-педагогическая компетентность родителей». В докладе Т.П. Гавриловой (Москва) были рассмотрены основные причины конфликтов в отношениях между повзрослевшими детьми и родителями. Т.В. Дробышева (Москва) в своем докладе описала такие эффекты ранней социализации личности в условиях семьи с участием няни как проблемы полоролевой идентичности мальчиков, а также редуцированный образ отца в сознании детей. В докладе М.А. Романовской (Москва) были приведены данные о том, что социально-психологические характеристики (например, высокий уровень мотивации достижений) мам, привлекающих няню для воспитания своих детей с раннего возраста, являются внешним фактором, определяющим выраженность у их детей эмпатии и направленности на взаимодействие с другими людьми. Н.А. Цветкова (Москва) в своём докладе анализировала согласованность семейных ценностей и ролевых установок в супружеских парах. Было показано, что при умеренно выраженных установках мужа/жены на личностную идентификацию с брачным партнером супруги больше ориентированы не на развитие семьи в целом, а на развитие самих себя за пределами семьи.

Второе основание классификации докладов — отраслевое — связано со специализацией исследователя. Процессы, происходящие в семье, интересны специалистам, работающим в рамках социальной психологии, общей психологии, психогенетики и др. В докладе Т.В. Алексеенко (Москва) обсуждались проблемы и задачи оценки эффективности психотерапии. Были проанализированы общие для различных психотерапевтических подходов компоненты и механизмы психотерапевтического воздействия — эмоциональная поддержка, инсайт, обратная связь и другие. Ф.И. Барский (Москва) представил результаты исследования вклада факторов генетической и средовой изменчивости в индивидуальные различия отношений в паре у близнецов-подростков, отметив наибольший вклад индивидуальной среды. В докладе О.Г. Исуповой (Москва) были рассмотрены основные методологические подходы к социологическому исследованию материнства. А.Н. Книголюбова (Москва) в своем докладе рассмотрела различные варианты систематизации семьи, предложив в качестве основания для типологии понятие совместной жизнедеятельности. В докладе Ю.В. Ковалевой (Москва) была обоснована актуальность различения семьи как объекта и предмета психологического исследования и предложен подход к изучению семьи и построению ее типологии на основе концепции Я.А. Пономарева. А.И. Лактионова (Москва) в своём докладе отметила, что трудности подросткового возраста и личностные особенности воспитанников интернатов усложняют процесс интеграции воспитанников в приёмную семью. Подчеркнуто, что для реализации сложной задачи интеграции подростка, замещающая семья должна обладать такой характеристикой, как жизнеспособность. В докладе Л.А. Орловой (Челябинск) были представлены результаты исследования склонности к манипулированию другими людьми у детей младшего школьного возраста. Обнаружено, что дети, склонные к манипулированию, имеют менее доверительные отношения с близкими взрослыми и стараются избегать стрессовых ситуаций. Е.Б. Шашина (Москва) в своем докладе привела данные об уровне делегирования семейных функций в российских семьях. Показано, что почти все функции семьи, за исключением репродуктивной и сексуально-эротической, в той или иной мере делегируются наемным работникам. В докладе Е.А. Юмкиной (Санкт-Петербург) было представлено теоретическое обоснование понятия «семейные наставления». Выделены виды (вербальные и невербальные), формы и функции семейных наставлений. Показано, что семейные наставления являются формой реализации семейного сценария, они направлены на трансляцию нравственных ценностей и представления о должном поведении человека.

Доклады, представленные в рамках в секции «Проблемы комплексной диагностики семьи и детско-родительских отношений» (руководитель — Н.В Кисельникова), носили не только прикладной характер, в них также затрагивались фундаментальные проблемы. А.Я. Варга (Москва) в своем докладе раскрыла терапевтический потенциал диагностики семьи в рамках системной семейной психотерапии. В докладе Г.А. Виленской (Москва) были представлены данные о том, что матери уделяют больше времени более привлекательным детям. При этом влияние привлекательности опосредуется воздействием таких характеристик, как пол ребенка и наличие/отсутствие у матери медицинских проблем во время беременности. А.А. Голзицкая (Москва) в своем докладе отметила, что подавляющее большинство опросников родительского отношения базируются на теоретических основаниях биполярной модели. Было высказано мнение о том, что более функциональной является мультиполярная модель, подразумевающая большую вариативность поведения родителя, амбивалентность его отношения к ребенку. В докладе Н.В. Кисельниковой (Москва) и К.В. Карпинского (Беларусь, г. Гродно) обсуждалась роль личностно-смысловых образований в регуляции репродуктивного поведения. Были представлены результаты апробации пилотной версии опросника для исследования видов негативного жизненного смысла ребенка. Е.И. Лебедева (Москва) в своём докладе обосновала необходимость оценки родителями развития у детей понимания ментального мира, что связано с формированием у них модели психического. Было обнаружено, что на основе результатов родительской оценки можно предсказать выполнение детьми задач на понимание неверных мнений и обмана. В докладе В.К. Солондаева (Ярославль) на материале ситуаций взаимодействия родителей ребенка-пациента с врачом при обращении за педиатрической помощью были описаны психологические характеристики феномена родительства как одной из важнейших функций семьи.

Доклады, представленные в рамках круглого стола «Семья в контексте культуры» (ведущий — З.И. Айгумова), охватывали актуальные проблемы не только этнопсихологии, но и культурологии. В докладе З.И. Айгумовой (Москва) на основе исследований межэтнических браков была проанализирована роль интрапсихических и интерпсихических факторов в мотивации выбора супруга. М.В. Городилина (Москва) в своём докладе описала биографическую память рода как основополагающую ценность общества Древнего Рима, которая передавалась посредством традиций, обрядов, историй, материальных объектов и артефактов. И.А. Лопатина (Москва) в своем докладе рассказала про особенности культурного опосредования эмоциональной ткани переживания подростками детско-родительских отношений в приемной семье. В докладе А.С. Обухова (Москва) были проанализированы представления о семье и роде в современных традиционных культурах России и представлен материал, собранный автором в экспедициях в Бурятию. А.Б. Теплова (Москва) в своём докладе указала на важную роль материнского фольклора в культуре современной семьи, отметив, что исполнение матерью колыбельных песен способствует более гармоничному контакту с ребенком.

В докладе А.А. Алдашевой и М.Е. Зеленовой (Москва) были проанализированы теоретические и эмпирические исследования приемного родительства. Были выделены уровни анализа профессиональной успешности кандидатов в замещающие родители, с опорой на которые может быть построена психограмма специалиста данного профиля. В.А. Буров (Москва) в своем докладе рассмотрел представления о когнитивных матрицах человека и общества. Было отмечено, что родительство является носителем таких матриц и генетическим участником процесса формирования когнитивных ресурсов. В докладе А.В. Кондрашовой и Н.Н. Перевознюк (Москва) были представлены эмпирические данные о взаимосвязи между психологическими особенностями ребенка, перенесшего онкологическое заболевание, и эмоциональным состоянием его матери. В докладе А.А. Нестеровой (Ставрополь) были рассмотрены факторы жизнеспособности семьи, в которой воспитывается ребенок с расстройствами аутистического спектра. И.В. Пономарева, Ю.В. Честюнина и Е.А. Евстафеева (Челябинск) в своем докладе с позиции системного подхода обосновали вывод о том, что коммуникативные процессы в семье личностно беспомощных подростков отличаются бо́льшим количеством нарушений, чем семейные взаимоотношения самостоятельных подростков. Доклад О.В. Рунец (Москва) был посвящен индивидуально-личностным особенностям представителей «помогающих» профессий.

В рамках конференции также состоялась проектная сессия «Будущее российской семьи: от проблем современности к формированию образа успешной семьи в условиях новых цивилизационных вызовов. Инструменты, механизмы и способы реализации» (Модератор — Галанова И.В.). Завершала работу второго дня конференции молодежная секция, где со своими докладами, посвящёнными исследованиям семьи и родительства, выступили студенты и магистранты.

Работа конференции показала, что наряду с большим числом проводимых эмпирических исследований семьи необходим концептуально-терминологический анализ в рамках теоретических исследований. Участниками конференции было отмечено, что данная конференция является важным событием научной жизни, и была высказана надежда на то, что она станет регулярной. В то же время была подчеркнута необходимость развития междисциплинарного диалога.

По итогам работы конференции в издательстве «Институт психологии РАН» был выпущен сборник статей.

 

Зуев К.Б., нач. отдела по связям с общественностью Института психологии РАН;

Швецова М.Н., проф. кафедры психологии образования факультета педагогики и психологии МПГУ;

 

Пушкарева Т.В., проф. кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии МПГУ.