ВТОРАЯ ОБЩЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СЕМЬЯ, БРАК И РОДИТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

Вторая общероссийская конференция «Семья, брак и родительство в современной России» проходила 26-27 ноября 2015 года на базе факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета. Организаторами конференции также выступили Институт психологии РАН и Психологический институт РАО. В конференции приняли участие специалисты из Беларуси (г. Гродно), Йошкар-Олы, Москвы, Няндомы, Перми, Санкт-Петербурга, Ставрополя, Челябинска, Ярославля и других городов России.

С приветственными словами к участникам конференции обратились декан факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета Т.Н. Сахарова, зам. директора Психологического института РАО Н.В. Кисельникова и начальник отдела по связям с общественностью Института психологии РАН К.Б. Зуев.

В пленарном докладе В.Н. Куницыной (Санкт-Петербург) были представлены новые методы психодиагностики семьи, разрабатываемые ею и ее учениками. В частности, были описаны новые способы диагностики семейных ценностей, семейного уклада и семейных наставлений. Пленарный доклад А.В. Махнача (Москва) был посвящен обзору отечественных и зарубежных исследований жизнеспособности семьи. В рамках доклада была рассмотрена история и основные трактовки понятия «жизнеспособность семьи» и показана перспектива применения диагностики жизнеспособности семьи для отбора кандидатов в замещающие родители.

Представленные на конференции доклады можно классифицировать по нескольким основаниям. В первую очередь, по предмету исследования. Доклады, посвященные детско-родительским и супружеским отношениям, прозвучали в секциях «Социально-психологические характеристики современной семьи» (руководители — Н.А. Цветкова, М.Н. Швецова) и «Проблемы современной семьи: теория и практика сопровождения» (руководители — А.А. Алдашева, Т.В. Дробышева).

В докладе Т.Д. Азарных (Воронеж) были представлены данные о том, что каждый шестой молодой человек независимо от пола пережил стресс, вызванный разводом родителей. Было отмечено, что длительный стресс такого рода протекает у подростков аналогично посттравматическому стрессу у взрослых людей. А.Д. Андреева (Москва) в своём докладе, посвящённом проблеме родительской ответственности при взаимодействии со школой, указала на то, что имеющиеся у родителей социально-психологические стереотипы и патерналистские установки затрудняют переход от прежней модели «семья помогает школе» к модели «школа помогает семье». В докладе Д.Ю. Пинчук (Москва) было проанализировано понятие «педагогическая культура родителей» и близкие к нему понятия «психолого-педагогическая культура родителей» и «психолого-педагогическая компетентность родителей». В докладе Т.П. Гавриловой (Москва) были рассмотрены основные причины конфликтов в отношениях между повзрослевшими детьми и родителями. Т.В. Дробышева (Москва) в своем докладе описала такие эффекты ранней социализации личности в условиях семьи с участием няни как проблемы полоролевой идентичности мальчиков, а также редуцированный образ отца в сознании детей. В докладе М.А. Романовской (Москва) были приведены данные о том, что социально-психологические характеристики (например, высокий уровень мотивации достижений) мам, привлекающих няню для воспитания своих детей с раннего возраста, являются внешним фактором, определяющим выраженность у их детей эмпатии и направленности на взаимодействие с другими людьми. Н.А. Цветкова (Москва) в своём докладе анализировала согласованность семейных ценностей и ролевых установок в супружеских парах. Было показано, что при умеренно выраженных установках мужа/жены на личностную идентификацию с брачным партнером супруги больше ориентированы не на развитие семьи в целом, а на развитие самих себя за пределами семьи.

Второе основание классификации докладов — отраслевое — связано со специализацией исследователя. Процессы, происходящие в семье, интересны специалистам, работающим в рамках социальной психологии, общей психологии, психогенетики и др. В докладе Т.В. Алексеенко (Москва) обсуждались проблемы и задачи оценки эффективности психотерапии. Были проанализированы общие для различных психотерапевтических подходов компоненты и механизмы психотерапевтического воздействия — эмоциональная поддержка, инсайт, обратная связь и другие. Ф.И. Барский (Москва) представил результаты исследования вклада факторов генетической и средовой изменчивости в индивидуальные различия отношений в паре у близнецов-подростков, отметив наибольший вклад индивидуальной среды. В докладе О.Г. Исуповой (Москва) были рассмотрены основные методологические подходы к социологическому исследованию материнства. А.Н. Книголюбова (Москва) в своем докладе рассмотрела различные варианты систематизации семьи, предложив в качестве основания для типологии понятие совместной жизнедеятельности. В докладе Ю.В. Ковалевой (Москва) была обоснована актуальность различения семьи как объекта и предмета психологического исследования и предложен подход к изучению семьи и построению ее типологии на основе концепции Я.А. Пономарева. А.И. Лактионова (Москва) в своём докладе отметила, что трудности подросткового возраста и личностные особенности воспитанников интернатов усложняют процесс интеграции воспитанников в приёмную семью. Подчеркнуто, что для реализации сложной задачи интеграции подростка, замещающая семья должна обладать такой характеристикой, как жизнеспособность. В докладе Л.А. Орловой (Челябинск) были представлены результаты исследования склонности к манипулированию другими людьми у детей младшего школьного возраста. Обнаружено, что дети, склонные к манипулированию, имеют менее доверительные отношения с близкими взрослыми и стараются избегать стрессовых ситуаций. Е.Б. Шашина (Москва) в своем докладе привела данные об уровне делегирования семейных функций в российских семьях. Показано, что почти все функции семьи, за исключением репродуктивной и сексуально-эротической, в той или иной мере делегируются наемным работникам. В докладе Е.А. Юмкиной (Санкт-Петербург) было представлено теоретическое обоснование понятия «семейные наставления». Выделены виды (вербальные и невербальные), формы и функции семейных наставлений. Показано, что семейные наставления являются формой реализации семейного сценария, они направлены на трансляцию нравственных ценностей и представления о должном поведении человека.

Доклады, представленные в рамках в секции «Проблемы комплексной диагностики семьи и детско-родительских отношений» (руководитель — Н.В Кисельникова), носили не только прикладной характер, в них также затрагивались фундаментальные проблемы. А.Я. Варга (Москва) в своем докладе раскрыла терапевтический потенциал диагностики семьи в рамках системной семейной психотерапии. В докладе Г.А. Виленской (Москва) были представлены данные о том, что матери уделяют больше времени более привлекательным детям. При этом влияние привлекательности опосредуется воздействием таких характеристик, как пол ребенка и наличие/отсутствие у матери медицинских проблем во время беременности. А.А. Голзицкая (Москва) в своем докладе отметила, что подавляющее большинство опросников родительского отношения базируются на теоретических основаниях биполярной модели. Было высказано мнение о том, что более функциональной является мультиполярная модель, подразумевающая большую вариативность поведения родителя, амбивалентность его отношения к ребенку. В докладе Н.В. Кисельниковой (Москва) и К.В. Карпинского (Беларусь, г. Гродно) обсуждалась роль личностно-смысловых образований в регуляции репродуктивного поведения. Были представлены результаты апробации пилотной версии опросника для исследования видов негативного жизненного смысла ребенка. Е.И. Лебедева (Москва) в своём докладе обосновала необходимость оценки родителями развития у детей понимания ментального мира, что связано с формированием у них модели психического. Было обнаружено, что на основе результатов родительской оценки можно предсказать выполнение детьми задач на понимание неверных мнений и обмана. В докладе В.К. Солондаева (Ярославль) на материале ситуаций взаимодействия родителей ребенка-пациента с врачом при обращении за педиатрической помощью были описаны психологические характеристики феномена родительства как одной из важнейших функций семьи.

Доклады, представленные в рамках круглого стола «Семья в контексте культуры» (ведущий — З.И. Айгумова), охватывали актуальные проблемы не только этнопсихологии, но и культурологии. В докладе З.И. Айгумовой (Москва) на основе исследований межэтнических браков была проанализирована роль интрапсихических и интерпсихических факторов в мотивации выбора супруга. М.В. Городилина (Москва) в своём докладе описала биографическую память рода как основополагающую ценность общества Древнего Рима, которая передавалась посредством традиций, обрядов, историй, материальных объектов и артефактов. И.А. Лопатина (Москва) в своем докладе рассказала про особенности культурного опосредования эмоциональной ткани переживания подростками детско-родительских отношений в приемной семье. В докладе А.С. Обухова (Москва) были проанализированы представления о семье и роде в современных традиционных культурах России и представлен материал, собранный автором в экспедициях в Бурятию. А.Б. Теплова (Москва) в своём докладе указала на важную роль материнского фольклора в культуре современной семьи, отметив, что исполнение матерью колыбельных песен способствует более гармоничному контакту с ребенком.

В докладе А.А. Алдашевой и М.Е. Зеленовой (Москва) были проанализированы теоретические и эмпирические исследования приемного родительства. Были выделены уровни анализа профессиональной успешности кандидатов в замещающие родители, с опорой на которые может быть построена психограмма специалиста данного профиля. В.А. Буров (Москва) в своем докладе рассмотрел представления о когнитивных матрицах человека и общества. Было отмечено, что родительство является носителем таких матриц и генетическим участником процесса формирования когнитивных ресурсов. В докладе А.В. Кондрашовой и Н.Н. Перевознюк (Москва) были представлены эмпирические данные о взаимосвязи между психологическими особенностями ребенка, перенесшего онкологическое заболевание, и эмоциональным состоянием его матери. В докладе А.А. Нестеровой (Ставрополь) были рассмотрены факторы жизнеспособности семьи, в которой воспитывается ребенок с расстройствами аутистического спектра. И.В. Пономарева, Ю.В. Честюнина и Е.А. Евстафеева (Челябинск) в своем докладе с позиции системного подхода обосновали вывод о том, что коммуникативные процессы в семье личностно беспомощных подростков отличаются бо́льшим количеством нарушений, чем семейные взаимоотношения самостоятельных подростков. Доклад О.В. Рунец (Москва) был посвящен индивидуально-личностным особенностям представителей «помогающих» профессий.

В рамках конференции также состоялась проектная сессия «Будущее российской семьи: от проблем современности к формированию образа успешной семьи в условиях новых цивилизационных вызовов. Инструменты, механизмы и способы реализации» (Модератор — Галанова И.В.). Завершала работу второго дня конференции молодежная секция, где со своими докладами, посвящёнными исследованиям семьи и родительства, выступили студенты и магистранты.

Работа конференции показала, что наряду с большим числом проводимых эмпирических исследований семьи необходим концептуально-терминологический анализ в рамках теоретических исследований. Участниками конференции было отмечено, что данная конференция является важным событием научной жизни, и была высказана надежда на то, что она станет регулярной. В то же время была подчеркнута необходимость развития междисциплинарного диалога.

По итогам работы конференции в издательстве «Институт психологии РАН» был выпущен сборник статей.

 

Зуев К.Б., нач. отдела по связям с общественностью Института психологии РАН;

Швецова М.Н., проф. кафедры психологии образования факультета педагогики и психологии МПГУ;

 

Пушкарева Т.В., проф. кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии МПГУ.

 

 

К началу работы конференции будет издан сборник статей.

Материалы и заявки на участие принимаются до 15 октября на адрес электронной почты Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Объем статьи до 10 страниц, набранных в редакторе Word, кегль - 14, интервал – 1,5; шрифт - Times New Roman; отступ – 2 см со всех сторон. В тексте допускаются монохромные таблицы и диаграммы (выполненные в Exsel). Рисунки недопустимы.

Структура текста: Заголовок, сведения об авторах (ФИО, e-mail, город), аннотация, ключевые слова, основной текст, список литературы. Литература в тексте оформляется в круглых скобках. Например (Иванов, 2009).

Все статьи проходят рецензирование. К публикации принимаются следующие виды статей:

1. Статьи, содержащие результаты эмпирических исследований;
2. Статьи содержащие программу исследования;
3. Теоретические статьи.

Обзорные статьи к публикации не принимаются.

Материалы принимаются до 15 октября.

Оболочка сборника со статусом "Сборник статей" будет размещена в РИНЦ. Оргкомитет приложит усилия, что бы все статьи сборника были размещены в РИНЦ, но гарантированно будут размещены только те статьи, в которых присутствую ссылки на работы сотрудников Института психологии РАН.

Также сборник будет размещен для свободного скачивания в сети Интернет.

Заявка на конференцию оформляется по форме. Скачать.

Основными организаторами конференции в 2015 году выступили:

Факультет педагогики и психологии Московского Педагогического Государственного Университета

Институт психологии Российской академии наук

Психологический институт Российской академии образования.

Председатель организационного комитета: Сахарова Татьяна Николаевна, декан факультета педагогики и психологии МПГУ, к. психол. н., профессор

Заместитель председателя организационного комитета: Швецова Майя Николаевна, к. психол. н., профессор кафедры психологии образования ФПП МПГУ

Ученый секретарь конференции: Зуев Константин Борисович, начальник отдела по связям с общественностью ИП РАН

Члены организационного комитета: З.И. Айгумова (МПГУ, Москва), А.А. Алдашева, (ИП РАН, Москва), Е.Н. Бешкарева (Марий Эл), Т.В. Дробышева (ИП РАН, Москва), Н.В. Кисельникова (ПИ РАО, Москва), Ю.В. Ковалева (ИП РАН, Москва), А.И. Лактионова (ИП РАН, Москва), Е.А Леванова (МПГУ, Москва), А.В. Махнач (ИП РАН, Москва), Ю.В. Постылякова (ИП РАН, Москва), Г.В. Семья (Москва), Н.А. Цветкова (МПГУ, Москва), Л.Б. Шнейдер (Москва)

Программа конференции «Семья, брак и родительство в современной России»

Конференция состоится на базе Факультета педагогики и психологии МПГУ: Москва, Малый Сухаревский переулок, д.6.

! В связи с усилением мер безопасности обязательно берите с собой паспорт!

Номера аудиторий будут объявлены позднее

26 ноября 2015 года

С 10 часов – регистрация участников

 

11:00 – 13:00 - Пленарное заседание

Приветственные слова:

Татьяна Николаевна Сахарова, к. психол. н. декан Факультета педагогики и психологии МПГУ, председатель оргкомитета

Кисельникова Наталья Владимировна, к. психол. н., заместитель директора Психологического института РАО

Зуев Константин Борисович, начальник отдела по связям с общественностью Института психологии РАН

Пленарные доклады

Куницына Валентина Николаевна, д. психол. н., почетный профессор СПбГУ «Психология семейных отношений»

Махнач Александр Валентинович, к. психол. н., старший научный сотрудник ИП РАН «Жизнеспособность семьи»

13:00 – 14:00 – Обеденный перерыв

14:00 – 18:00 – Секционная работа

Секция «Проблемы комплексной диагностики семьи и детско-родительских отношений»

Секция: «Социально-психологические характеристики современной семьи»

18:00 – Дружеское чаепитие


 

27 ноября 2015 года

11:00 – 14:00 – Секционная работа

Секция «Проблемы современной семьи: теория и практика сопровождения»

11:00 – 13:00 - Проектная сессия: «Будущее российской семьи: от проблем современности к формированию образа успешной семьи в условиях новых цивилизационных вызовов. Инструменты, механизмы и способы реализации»

11:00 – 13:00 - Круглый стол: «Семья в контексте культуры»

 

14:00 – 17:00 – Молодежная секция


 

Секция: «Проблемы комплексной диагностики семьи и детско-родительских отношений»

Руководитель – Кисельникова Наталья Владимировна

Время работы: 26 ноября с 14:00 до 18:00

Доклады:

1.     Бегунова Людмила Анатольевна (Москва) Актуализация субъектного потенциала родителя для коррекции субъект-объектного типа взаимодействия с ребенком

2.     Варга Анна Яковлевна (Москва) Диагностика семьи как терапевтический инструмент

3.     Виленская Галина Альфредовна, Никитина Елена Альфредовна (Москва) Привлекательность детских лиц и взаимодействие матери и ребенка

4.     Голзицкая Алёна Александровна (Москва) Родительское отношение личности: обзор теоретических предпосылок использования биполярной и многофакторной моделей диагностики

5.     Кисельникова Наталья Владимировна (Москва), Карпинский Константин Викторович (Гродно) Негативный смысл ребенка как фактор дизрегуляции репродуктивного поведения: разработка методики диагностики

6.     Корниенко Дмитрий Сергеевич (Пермь) Согласованность родителей и детей в оценке параметров детско-родительского взаимодействия в сиблинговой семье

7.     Лебедева Евгения Игоревна (Москва) Диагностика развития модели психического в детском возрасте: роль родительской оценки

8.     Солондаев Владимир Константинович (Ярославль) Психическое состояние как характеристика родительства


 

Секция «Социально-психологические характеристики современной семьи»
Руководители – Цветкова Наталья Афанасьевна,
Швецова Майя Николаевна

Время работы: 26 ноября 14:00 – 18:00

Доклады:

1.     Азарных Татьяна Дмитриевна (Воронеж) Посттравматические стрессы, вызванные разводом родителей

2.     Алексеенко Татьяна Валерьевна (Москва) Оценка эффективности системной семейной психотерапии

3.     Барский Филипп Ильич (Москва) Генетические и средовые вклады в особенности внутрипарных отношений близнецов-подростков

4.     Гаврилова Татьяна Павловна (Москва) Природа конфликтов родительско-детских отношений между взрослыми детьми и родителями

5.     Исупова Ольга Генриховна (Москва) Социологическое исследование материнства в современной России: особенности методологических подходов

6.     Книголюбова Александра (Москва) Совместная жизнедеятельность семьи как основа для семейной типологии

7.     Ковалева Юлия Валерьевна (Москва) Междисциплинарный подход к построению типологии семьи

8.     Лактионова Анна Игоревна (Москва) Особенности эффективной замещающей семьи, воспитывающей подростка – сироту

9.     Орлова Лилия Александровна (Челябинск) Социально-психологические истоки личностной манипулятивности

10.           Пинчук Диана Юрьевна (Москва) Повышение педагогической культуры родителей

11.           Цветкова Наталья Афанасьевна (Москва) О согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре современного мегаполиса

12.           Шашина Елена Борисовна (Москва) Семья с делегированием семейных функций как новый тип российской семьи.

13.           Юмкина Екатерина Анатольевна (Санкт-Петербург) Психологический статус понятия «семейные наставления»


 

Секция «Проблемы современной семьи: теория и практика сопровождения»

Руководители – Алдашева Айгуль Абдулхаевна,
Дробышева Татьяна Валерьевна
Время работы: 27 ноября 11:00 – 14:00

1.     Алдашева Айгуль Абдулхаевна (Москва), Зеленова Марина Евгеньевна (Москва) Профессиональная замещающая семья: подход к проблеме с позиций социальной психологии труда

2.     Андреева Алла Дамировна (Москва) Социальная модель взаимодействия семьи и школы в контексте реформы российского образования

3.     Буров Владимир Алексеевич (Москва) Трансмодальные когнитивные матрицы и нейрокогнитивные ресурсы родительства и семьи. Стратегический нейрокогнитивный коучинг.

4.     Ванданова Эльвира Леонидовна (Москва) Семейное воспитание: вопросы о традиции и современности

5.     Дериш Федор Валерьевич, Красильникова Екатерина Николаевна (Пермь) Различия в характеристиках взаимодействия родителя и сиблингов (на примере отношения отца со старшим и младшим сиблингом)

6.     Дробышева Татьяна Валерьевна (Москва) Образ отца в представлениях детей с разными условиями ранней социализации в семье

7.     Дубровина Ирина Владимировна (Москва) Психологическая готовность к семейной жизни как аспект самоопределения

8.     Кондрашова Анна Валерьевна (Москва), Перевознюк Наталья Николаевна (Москва) Взаимосвязь характеристик функционирования семьи и психологических особенностей ребенка, перенесшего онкологическое заболевание

9.     Кузин Евгений Дмитриевич Подлинная интимная близость для создания крепкой и гармоничной семьи

10.                      Нестерова Альбина Александровна (Ставрополь) Адаптационный потенциал семьи и жизнеспособность родителей в ситуации воспитания ребенка с аутизмом

11.                      Пакулова Е.П. (Москва) Маркеры социально-психологическая зрелости замечающего родителя

12.                      Пономарева Ирина Владимировна (Челябинск), Честюнина Юлия Владимировна (Челябинск), Евстафеева Евгения Александровна (Челябинск) Нарушение семейных взаимоотношений как фактор формирования личностной беспомощности

13.                      Романовская Мария Александровна (Москва) Факторы ранней социализации личности в семье: социально-психологические характеристики мам «нянечных детей»

14.                      Рунец Оксана Владимировна (Москва) Индивидуально-личностные особенности представителей помогающих профессий

15.                      Савина Лариса Юрьевна (Москва) Социологический портрет приёмного родителя в городе Москве

 

Круглый стол «Семья в контексте культуры»

Ведущий - Айгумова Заграт Идрисовна

Время проведения: 27 ноября 11:00 – 13:00

Доклады для обсуждения:

1.     Айгумова Заграт Идрисовна (Москва) Феномен «биэтнический брак» в современной культуре

2.     Городилина Марина Валерьевна (Москва) Биографическая память рода в традициях и символах (на примере древнеримских аристократических семей республиканского периода).

3.     Теплова Анна Борисовна (Москва) Материнский фольклор в культуре современной семьи

4.     Швецова Майя Николаевна, Мирзаханова М.Р. Взаимосвязь агрессивности подростка с родительским отношением

 

Проектная сессия: «Будущее российской семьи: от проблем современности к формированию образа успешной семьи в условиях новых цивилизационных вызовов. Инструменты, механизмы и способы реализации»
Время проведения: 27 ноября 11:00 – 13:00

Модератор: Галанова Ирина Владимировна, заместитель председателя Совета Ассамблеи народов России, координатор Школы активизации гражданственности ШАГ, со-основатель Школы семейного театра, со-основатель Фонда поддержки развития культуры материнства.

Итогом проектной сессии станут конкретные предложения и рекомендации для органов законодательной и исполнительной власти, профильных министерств и ведомств.

Здравствуйте, коллеги!

Вы зашли на официальный сайт конференции "Семья, брак и родительство в современной России" 

Учредителями конференции являются Институт психологии РАН, Факультет педагогики и психологии МПГУ, Психологический институт РАО.

Первая конференция состоялась 24-25 октября 2014 года на базе Факультета педагогики и психологии Московского Педагогического Государственного Университета. По итогам конференции в издательстве "Когито-центр" был издан сборник статей (скачать) Отчет о конференции был опубликован в "Психологическом журнале" (скачать).

Вторая конференция состоялась  26-27 ноября 2015 года на базе Факультета педагогики и психологии Московского Педагогического Государственного Университета. Сборник статей участников конференции был выпущен в издательстве "Институт психологии РАН"  (скачать). Отчет о конференции подготовлен для публикации в "Психологическом журнале". Ознакомиться с текстом можно на нашем сайте. Фотографии с конференции доступны на официальном сайте ИП РАН.

Третья конференция запланирована на осень 2017 года. Предполагается, что конференция состоится на базе Института психологии РАН. 

На 2016 год запланированы круглые столы, на которых состоится обсуждение научных проблем, которые в дальнейшем будут вынесены на конференцию.